МВА шагает в массы  20-09-2012

MBA в массы
Рынок бизнес-образования в России давно сложился и, по смелым предположениям, даже созрел. Кроме классических программ появились дистанционные, подготовительные, узкопрофильные. Однако российские реалии показали, что корочки МВА — не панацея от потери своего карьерного положения. И не всех носителей знаний полученные компетенции вывели из организационного тупика, пишет газета "Биржа".

На рынке бизнес-образования есть существенные позитивные сдвиги: выбор дисциплин и качество преподавания в последние годы максимально приблизились к потребностям конкретного бизнеса и реалиям рынка. И уже давно собственники и наемные управленцы предпочитают обучаться у себя на родине, без отрыва от бизнеса и практики. Ведь в отличие от Запада, в России не приживаются дневные формы обучения, требующие от поступивших полного погружения в учебный процесс. К тому же на учебу за рубеж поступить непросто: требуются рекомендации и приличные итоги вступительного экзамена. Поводом, купирующим попытку получить доступ к обучению, может стать неудовлетворительный результат написания эссе. Либо высокий конкурс на место. В российских школах такой лист ожидания может жить пока лишь в скромных мечтах ректора.

Программам бизнес-образования в России уже 20 лет. Кто-то шел по пути вживления их в структуру классического вуза. Кто-то сразу искал иностранного партнера, как, например, Международный институт менеджмента ЛИНК, — в 1992 году группа энтузиастов заключила партнерский договор с Открытым университетом Великобритании. Тогда иностранцы впервые приехали учить русских понимать, что такое бизнес. Первые учебники представляли собой переводные кальки с британских оригиналов. А форма обучения явилась прообразом дистанционного. Собственно, ЛИНК и разработал в 1993 году концепцию российской системы развивающего дистанционного образования, шагнувшую с их подачи на порог российского бизнес-образования. Сейчас региональные центры ЛИНК работают в девяти десятках наших городов.

Российские эксперты рядом с успехами бизнес-школ видят и их проблемы. Анна Денисова, директор Института делового администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и эксперт журнала «Мир МВА», компонует их в следующие группы риска:

• качество и содержание программ МВА;
• информационная прозрачность работы конкретных школ и рынка бизнес-образования в целом;
• регламентация деятельности бизнес-школ со стороны государства и саморегулируемых организаций.

Она не видит существенных различий в программах школ, имеющих в то же время существенную разницу в стоимости. Разница может стать очевидной только в процессе потребления. Поэтому необходимо работать над минимизацией асимметричности информации и предоставлять потенциальному слушателю право обдуманного выбора той или иной программы. Что же касается перенимания российской стороной опыта успешных и дорогих западных школ, то в этом вопросе Анна Денисова призывает коллег к творческому заимствованию отдельных успешных элементов, а не к бездумному копированию их программ. Также бизнес-школам необходимо позаботиться о расширении круга некоммерческих партнерств — именно они и оказывают помощь в создании эффективных площадок для консолидации интересов бизнеса и общества.

Счисляева Елена, декан Международной высшей школы управления Санкт-Петербургского государственного политехнического университета обращает внимание на излишнюю теоретизированность высшего образования в целом и МВА в частности, недостаточно продолжительный опыт программ МВА в РФ (официально с 1999 года).

Программы МВА сближаются с практикой гораздо быстрее и эффективнее, нежели программы первого высшего образования. Те слушатели, которые приходят на программу МВА с конкретными задачами, получают конкретные ответы. Но та аудитория, которая пришла научиться бизнесу, вряд ли научится ему на программе МВА, ведь бизнес — это образ взаимодействия с окружающим миром.

Светлана Жильцова, декан школы МВА, Институт экономики и финансов «Синергия», неоднозначность положения бизнес-образования видит в том, что продукт МВА из категории элитного становится продуктом массовым, что отражается на стратегиях учебных заведений. Нишу премиального обучения заполняют программы eхесutive или международные программы МВА с более жесткими требованиями к отбору абитуриентов. Ужесточается конкурентная среда: в бизнес-образование включается все больше государственных вузов, разворачиваются международные франчайзинговые программы. Она также поднимает вопрос об участии бизнеса в программах формата МВА. В интервью журналу «Мир МВА» эксперт говорит о том, что в известных школах бизнес присутствовал всегда: и в виде мастер-классов — как правило, это освещение новых бизнес-моделей или проблемных «зон» бизнеса; гостевых лекций в рамках читаемых курсов (реальные «горячие» примеры из деятельности компаний, представляемые руководителями соответствующих подразделений в контексте излагаемого материала); освещения глобальных подходов развития экономики и бизнеса с приглашением представителей власти и руководителей крупнейших компаний. Однако и здесь требуется «корректировка», «настройка» на реальный результат, полезность и важность для слушателей такого рода встреч. Бывает, что практики используют школы только как маркетинговую «площадку» для продвижения продуктов и услуг своих компаний.

Каков отрыв от практики?

Игорь Альтшулер, бизнес-консультант, научный руководитель Бизнес-школы НИУ ВШЭ—Нижний Новгород, считает, что дело не в теории, а в том, кто ведет занятия и кто обучается. Если и те и другие ориентируются на практическое применение в реальном бизнесе, то это полезно. Если курсы ведут те, кто не работал в бизнесе, для тех, у кого нет опыта, то такое МВА — пустая трата времени и денег.
Учебный план программы разрабатывается на основании государственных требований к программам МВА. В Бизнес-школе НИУ ВШЭ—Нижний Новгород используется компетентностный подход (формируется список компетенций, которыми должен обладать выпускник программы МВА. Список компетенций и набор дисциплин проходит экспертную оценку у представителей рынка труда).

В НИМБе, как рассказывает Борис Любимов, декан факультета дополнительного образования, программа МВА имеет практико-ориентированное направление. Самостоятельная работа слушателей занимает такое же время, как и аудиторная, и заключается в том, что курсовые проекты они пишут по своим предприятиям, поскольку обязательное условие при поступлении — не только наличие диплома о высшем образовании, но и два года работы на предприятии. Начиная с 1-го курса студент начинает глубоко изучать его структуру и разрабатывать программы для улучшения работы на нем. Изучая стратегический менеджмент, он взаимодействует со своим руководителем для того, чтобы создать программу развития именно своего предприятия, а не какого-то умозрительного.

За чем идут учиться — за дипломом МВА или за знаниями? Студенты говорят, что либо они в итоге претендуют на другую должность, либо идут по настоятельной рекомендации своего руководителя, уже прошедшего обучение в том или ином учебном заведении. Непосредственный руководитель студента выступает и одним из рецензентов выпускной работы. Пришедший на программу МВА растет профессионально не только в рамках выбранной отрасли, но и в рамках своего предприятия. Хотя полученные основы применимы во всех отраслях. Практически все выпускники улучшают свое карьерное положение либо ожидают больших перспектив.

Дистанционно — качественно?

Игорь Альтшулер считает, что однозначно на этот вопрос ответить нельзя, это зависит от конкретики — какая программа, какая бизнес-школа, от целей, которые ставит себе слушатель. Зачем ему МВА? Многие дистанционные программы ничем не отличаются от самообразования. Основные минусы существующих дистанционных программ — нет коллективизации и нет индивидуального подхода.

Такая же точка зрения и у Бориса Любимова. Дистанционные программы — это пока еще для нашего города новодел. Москва предлагает за 1 год дистанционно изучить программу МВА, а по госстандарту нужно вычитать 600 часов аудиторных занятий. Такой объем дистанционно освоить вряд ли возможно, не помогут никакие вебинары. Но перспективы у дистанционного образования есть. «У нас обучение классическое аудиторное. Слушатель пишет курсовую работу по какому-то аспекту своего предприятия , плотно общается с преподавателем, приходит сюда, активно эксплуатирует индивидуальные консультации, живет в формате активного общения со своим руководителем. Такой тандем выливается затем в успешную дипломную работу. «Сможет ли дать качественную консультация дистанционный преподаватель? — Я сомневаюсь. А еще плюс в том, что в ходе обучения есть шанс найти единомышленников и затем сообща организовать общий бизнес», — говорит эксперт.

Работодатель платит

В Нижнем Новгороде ряд предприятий направляют своих работников для обучения и готовы за них платить. А почему? Руководители этих предприятий, сами закончившие в свое время программы МВА, понимают ценность полученных знаний. Затраты на обучение будут затем носителями новых знаний отработаны. «И в этом учебном году мы ждем таких студентов. Хотя на всех крупных предприятиях, таких как завод им. Фрунзе, АКБМ им. Африкантова, НИИИС им. Седакова есть свои учебные центры. О росте зарплат специалистов с корочками мы можем судить со слов наших бывших учеников, когда они нам рассказывают о том, что стали замами директоров, главными инженерами», — рассказывает Борис Любимов.

Опыт ВШЭ показывает, что обучение на МВА — это попытка встроиться в сильный коллектив, оценить себя на фоне других успешных людей и выработать собственную программу развития. Если программа дает возможность произвести «поворот мозгов», то карьерный рост неминуем. Работодатель готов платить за компетенции и связи. И если программа обеспечивает это, то диплом такой бизнес-школы будет востребован на рынке труда. Зарубежный диплом МВА необходим, если слушатель ставит себе целью работать за рубежом. Для большинства российских компаний важны связи в России, которые завязываются в процессе обучения и понимания специфики российского бизнеса. Также зарубежный диплом имеет вес в крупных международных компаниях с филиалами в России.

На кого пойдет народ?

В Нижнем Новгороде стоимость образования значительно дешевле, но нижегородские студенты нацелены применять полученные знания здесь, а не в столице. В Москве программы заточены на приглашение иностранных преподавателей. «Мы же работаем в российском бизнесе и предпочитаем приглашать к нам с выездными лекциями преподавателей из Москвы, — делится опытом Борис Любимов. — Например, корпоративное управление к нам приезжает читать Святослав Масютин. Мы приглашаем на его лекции и наших магистрантов, и преподавателей. Кроме теории он проводит и деловые игры. Он действительно умеет делать «шоу». Москвичи едут к нам с удовольствием, но, к сожалению, после своего звездного выступления они не в состоянии предложить и обеспечить затем обратную связь с нашими слушателями».

Качественная программа МВА — это не набор отдельных курсов и преподавателей. Это системный подход к разработке программы, которая ведет к выработке определенных компетенций, это современные образовательные технологии, это постоянный диалог, это группа слушателей, у которых есть желание учиться, экспериментировать и изменяться. «Преподаватели МВА — это люди, которые должны иметь большой опыт в бизнесе, задача бизнес-школы системно организовать этот процесс, чтобы они усиливали и дополняли друг друга», — уверен Игорь Альтшулер.

Эксперты говорят, что на МВА спрос есть, но хотелось бы, чтобы он был существенно платежеспособнее. И дело здесь не в стоимости обучения, а в личных целях и готовности в них инвестировать.

Алексей Макаров
Заместитель декана НИУ ВШЭ—Нижний Новгород

В Бизнес-школе НИУ ВШЭ мы как организаторы процесса прикладываем все усилия, чтобы слушатели получили реальные практики из бизнеса. Для этого отбираем лучших преподавателей, проводим рейтинги, готовим кейсы из существующих бизнесов и так далее. Более 60% преподавателей в нашей Бизнес-школе — это практики, владельцы и топ-менеджеры существующих бизнесов. Слушателям даем практические задания. Но это не означает, что теория не нужна. Если стоит вопрос, что лучше: дистанционное образование или очное, ответ очевиден — конечно же, очное! Медицину нельзя изучить заочно и дистанционно. Мое мнение, что и бизнес нельзя изучить заочно и дистанционно. Кроме того, обучение происходит не только от преподавателя, но и от общения с другими слушателями. Но как дополнение дистанционное обучение нужно использовать.

Зачем человек идет получать права на вождение автомобилем? МВА — это «права на вождение бизнесом». МВА, как и водительские права, не дает гарантии, что вы станете первоклассным водителем, но это минимум. И так же, как и с водительскими правами, получив диплом МВА, вы показываете окружающим, что вам можно доверить управление. И абсолютное сходство с вождением — пока не накатаете свои 10 000 км, хорошим водителем не станете, пока 10 000 часов как руководитель не попотеете — профессионалом не станете. Но без прав и без учебы на эти права вы вообще не тронетесь с места.

Дмитрий Головачев
Директор
ООО «СТЭК»

Считаю, что образование МВА позволяет сконцентрировать знания и умения, которые управляющий получает в своей реальной работе; без реального опыта МВА бесполезен, так как слушатель не сможет правильно интерпретировать теоретические подходы. Сейчас я обучаюсь по программе МВА ЛИНК, базирующейся на курсах Открытого университета Великобритании. Несмотря на трудное и интенсивное очное и заочное обучение, знания являются крайне полезными для управления компанией. Методы и концепции курса позволяют нам справляться с кризисами управления в компании и обеспечивают ее быстрое развитие. Несмотря на достаточно высокую цену, планирую в дальнейшем обучать по этому курсу других наших сотрудников. Управление — быстро меняющаяся область знаний, так как она отражает непостоянный рынок и обуславливает один из элементов конкурентоспособности бизнеса. По этой причине лишь курсы, которые поддерживаются в актуальном состоянии преподавателями, ведущими реальную деятельность как в области управления бизнесом, так и в науке, способны давать действительно ценное образование. К сожалению, в России имеется дефицит таких программ, особенно по причине того факта, что это образование стало модным и его стремятся получить с целью «чтобы было». Поэтому стоит присмотреться к зарубежным адаптированным курсам. Существенным элементом является наличие очных интенсивных занятий и case study, на мой взгляд, чисто дистанционные курсы не могут дать необходимых знаний и опыта работы в профессиональных командах. Выпускник МВА часто рассчитывает, что полученный диплом увеличит его шансы получить высокооплачиваемую работу.
Действительно, «корочки», скорее всего, помогут этого достичь, но через 2–3 месяца работодатель «раскусит» претендента, и он не пройдет испытательный срок. Поэтому любое образование (как и МВА) следует выбирать не ради «корочек», а ради знаний и опыта, которые являются главным активом специалиста или предпринимателя.

Алексей Бредихин
Генеральный директор ТД «Микрорайон»

На мой взгляд, наличие МВА, как и любого другого образования, говорит прежде всего об определенной целе­устремленности человека. Я не встречал еще ни одного менеджера, которого законченный курс МВА сделал бы умнее, талантливее и значительно эффективнее. Но если к хорошим личным качествам приложить еще и качественную, усердно пройденную программу МВА, то полученный результат уже стоит усилий. Отсюда вывод — стоимость специалиста прежде всего определяют его способности и качества, практический опыт и достигнутые на практике результаты, а наличие разных «корочек», в том числе и МВА, — дело второстепенное.

МВА сейчас в России много, и часть из них ведется преподавателями, выросшими из советской школы экономики, с соответствующей теоретической и практической базой.

В этом плане выгодно отличаются импортные варианты, которые успешно перенесены на российскую землю и адаптированы к российским реалиям, — как, например, программа МИМ ЛИНК. Здесь присутствует и практический опыт уже нескольких поколений менеджеров, регулярное обновление и пересмотр содержания курсов, и четко структурированные учебные материалы, написанные кратким и понятным языком.

В этом случае дистанционная программа, совмещенная с несколькими «живыми» занятиями и выездной школой, является идеальным вариантом для человека, который получает МВА, так сказать, «не отходя от станка».

В случае такого структурированного подхода и отлично проработанных учебных материалов личность преподавателя играет меньшую роль, чем в случае, когда преподаватель-звезда ведет свою личную «авторскую» программу.

Цели же обучения на МВА у всех разные, но главной целью, которую точно можно достичь, скорее всего является постоянное развитие и рост квалификации специалиста, основываясь на которых и можно двигаться дальше, к новым достижениям и свершениям.

Источник: www.r52.ru


Комментарии:

По этой теме комментариев еще нет.
<<< Prev 1 Next >>>

Добавить комментарий

Имя 
Email  (по желанию)
:: Ваш комментарий ::
:unsure::roll::idea::P:D:@:)8)
BoldItalicUnderlineStrike OutSubscriptSuperscriptShadow TextGlow TextFont colorFont FamilyFont SizeFont AlignmentTeletypeHorizontal LineMarqueeQuoteFlash ImageImageE-mail linkhyperlinkList
Можете вводить еще  знаков
CAPTCHA
Антиспам код  (Введите секретный код с картинки)


Сайт в закладки

Опрос:
Как текущий экономический кризис сказывается на Вашем бизнесе ?
Хорошо
Плохо
Катастрофа|278|blue



Результаты голосований